top of page

Водомет или подвесной мотор с винтом? Что выбрать?

Обновлено: 2 февр. 2023 г.

Водометы в качестве движителей лодок и моторов используются в мире уже давно, а точнее с 50 годов 20 века. Изначально это была новозеландская идея. Островитянам необходим был безопасный лодочный мотор, который можно было бы использовать безопасно и надежно на мелководных реках для доставки в труднодоступные места разнообразных грузов. Но для более менее коммерческого и повсеместного применения водометов пришлось ждать около 50 лет. Только лишь в 90-х годах водометы стали конкурировать с традиционными подвесными лодочными моторами как по цене так и по эффективности.

Сравнение водомета и подвесного винтового мотора

Безопасность Очевидное достоинство заключается в отсутствии гребного винта. Это особенно актуально когда вокруг судна зачастую полно других судов или даже людей в воде. Для применения в спасательной техники это как нельзя актуально, т.к. спасательное судно должно быть как можно ближе к спасаемому человеку. И глушить водомет нет необходимости, т.к. он безопасен на любом расстоянии.

Управление Водомётный движитель дает отличную управляемость и маневренность судну. Вы сможете развернуть лодку или катер на гораздо меньшем диаметре чем с традиционным винтовым лодочным мотором. Для аварийной остановки водомет достаточно просто развернуть на 180 градусов, чего нельзя делать на моторах с гребными винтами, т.к. такой разворот создаст слишком высокую нагрузку на приводной вал, что может привести к его выходу из строя. Водомет же позволит практически мгновенно остановиться без риска сломать что либо и опасности переворота судна.

Универсальность Лопасти винта повредить на водомете никак нельзя, потому что их там нет, есть только крыльчатка-импеллер, которая расположена внутри. Так что вы можете спокойно передвигаться по мелководным горным рекам и озерам даже с каменным дном. Производителями рекомендуется держать глубину в 100 мм от дна до нижней кромки мотора, чтобы было свободное пространство для движения воды. С таким типом движителя вы никогда не лишитесь моторной тяги в 100 км от цивилизации из-за поломки винта и вам не придется тащить лодку, мотор и весь свой скарб на себе.

Технические особенности На водометных моторах применяется вместо редуктора специальный блок. Например на моторах Меркьюри, он называется JetPump. Вода засасывается через всасывающее отверстие под давлением, которое создается радиальной крыльчаткой. Далее вода направляется к тороидной камере с уменьшенным сечением, которая увеличивает скорость и давление струи и в итоге выбрасывает воду из выпускного сопла, толкая тем самым мотор и лодку. Через это же сопло в воздух выбрасываются выхлопные, отработанные газы из двигателя. При установке водомётного движителя на судно нужно особое внимание обратить на то, что плоскость днища должна совпадать с кромкой горловины всасывающего отверстия водомета. Если же мотор установить чуть выше, то заниженное днище будет срывать водный поток и мешать нормальному всасыванию воды. Лучше всего для таких движителей использовать суда со специальным водомётным тоннеле - компания "Анривер" как раз строит такие суда, причём модели из нашей линейки судов, строятся как с днищем для винта, так и с колодцем для водомёта. Для водомётного движителя необходимо немного изменить транец. Для установки водометных моторов нет никаких противопоказания, касающихся длины или типа судна.


Итак: использование водомёта имеет как свои плюсы, так и свои минусы. К плюсам можно отнести:

  • Безопасность. Все движущиеся части водомёта расположены внутри корпуса. Во-первых, это защищает людей или животных, которые находятся в воде рядом с судном, от серьёзных повреждений. Во-вторых, это защищает сам движетель от повреждений о камни и коряги.

  • Удобство. Судно, оборудованное водомётом, спокойно преодолевает засоренные и заросшие водоёмы благодаря тому, что все движущиеся части спрятаны в корпусе.

  • Торможение. Конструкция водомёта даёт возможность подключить реверс на полном ходу и, таким образом, эффективно затормозить судно.

  • Работоспособность. Система водомёта не снабжена возможностью переключения в редукторной части. Но такая конструкция может прослужить намного дальше, так как мотор намного меньше подвержен износу.

  • Простое техобслуживание. Устройство такого двигателя довольно простое. Благодаря этому ремонт и замена деталей не требуют глубокого изучения конструкции.

К минусам водомёта относится:

  • Большой расход топлива. Треть выработанной мотором энергии тратиться на преодоление силы трения.

  • Дороговизна деталей. Сменные запчасти для водомётных моторов будут обходиться дороже, чем для аналогичных по мощности моторов с винтом.

И к винтам: Если с выбором водомёта вопросов немного, то при выборе винтового двигателя их становится больше. Существуют разные виды лодочных винтов, выбор которых зависит от цели использования судна. Очень редко возникает возможность достигнуть несколько целей, имея всего один винт. В таких случаях можно приобрести два или три винта, на все случаи жизни, но многим владельцам катеров часто бывает лень заниматься сменой одного винта на другой.



Стальной винт

Плюсы стального винта:

  • Производительность винта из стали выше, чем у алюминиевого. Это происходит благодаря меньшей толщине лопасти, также такая модель имеет более сложное построение крыльчатки и более высокую обработку поверхности.

  • Скорость. Как следствие он имеет более высокие скоростные характеристики (до 5% прибавка в скорости по отношению к алюминиевому аналогу).

  • Прочность стального винта позволяет ему не «стираться» о песчаное дно водоемов, на нем не образуется, выщерблен или каверн. Стальной винт может без изменения геометрии лопастей справиться с небольшим топляком.

  • Без коррозии. Стальной винт не коррозирует в соленой воде.

Минусы стального винта:

  • Цена. Покупка стального винта обойдется значительно дороже, чем алюминиевого.

  • Хрупкость. В случае серьёзного удара о камень или дно, винт из стали окажет намного большее сопротивление, чем из алюминия. В этом случае значительная часть энергии после удара поступит на редуктор.


Алюминиевый винт

Плюсы алюминиевого винта:

  • Цена. Относительно невысокая цена винта из алюминия.

  • Прочность. В случае серьёзного удара о камень или дно возникнет минимальный ущерб для деталей редуктора двигателя.

Минусы алюмелевого винта:

  • Срок службы. Большинство мягких алюминиевых винтов со временем стачиваются о песчаное дно. На лопастях образуются выщерблены. Это может привести к уменьшению мощности мотора.

  • Деформация. При ударе о коряги или камни, лопасти винта из алюминия могут незначительно деформироваться.


Выводы. Что лучше выбрать


Необходимость приобретения того или иного мотора сводится к анализу улучшения или ухудшения качества жизни при его использовании. Смотрите и анализируйте все плюсы и минусы и обратите внимание на то, что для вас важнее в той или иной характеристике. Что касается мощности, то все производители измеряют мощность своих моторов в точке приложения силы. И для достижения аналогичной скорости с винтовым мотором водомету требуется более мощный двигатель (моторный блок), т.к. водометные моторы имеют меньшую эффективность. На водометах есть также такая проблема как притягивание разнообразного плавающего мусора ко всасывающему отверстию. Мелкая решетка решит проблему повреждения крыльчатки от крупного мусора, но вот от песка и мелкой гальки она не защитит. Так что водомет рекомендуется периодически гонять в чистой воде для очищения всех его водных каналов от отложений. Цена тут тоже имеет свою не маловажную роль. Водометы заметно дороже винтовых моторов. Расход топлива у традиционных подвесных моторов также меньше.

На наш взгляд водометный мотор целесообразно покупать лишь при условии невозможности использования винтового подвесного мотора в местах эксплуатации. Это может быть либо малые глубины водоемов и неравномерность глубины, либо применение моторного судна в местах большого скопления людей. В остальных случаях винтовые классические лодочные моторы гораздо эффективнее и практичнее своих водометных собратьев. Но если у вас нет проблем с финансами и вы хотите быть на “гребне волны”, то водомет вполне может стать вашим мотором на вашей лодке или катере, т.к. значительных противопоказаний к его применению нет.

781 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Охотское море,залив Ульбан.

На побережье Охотского моря начинается сезон добычи красной рыбы. Лодки компании ООО РПК "АНРИВЕР" третий год трудятся на промысле в заливе Ульбан. В настоящее время сотрудники компании проводят анали

Comments


Пост: Blog2_Post
bottom of page